Иркутская область

Книгарекордов

Ежегодное
информационно-популярное
издание

Телефон: +7(902) 171-05-07
"Серп и молот" из Шелехова в книге "Советские монументы и уличные памятники"


"Серп и молот" из Шелехова в книге "Советские монументы и уличные памятники"

Книга "Советские монументы и уличные памятники", изданная во Франции фотографом Джейсоном Гильбо, включила более 70 снимков, полученных с помощью сервиса Google Street View. Это были постаменты с паровозами, тракторами, автобусами и советскими символами, а также огромные бетонные скульптуры с застывшими в полете истребителями.  Идея собрать информацию о монументах советской эпохи в странах СНГ пришла Джейсону во время карантина из-за ковида .

В предисловии книги говорится, что реликвии советского прошлого переносят западного читателя через время и пространство: "Фотографии, представленные в книге, находятся в местах, где мы вряд ли побываем. Каждый из них - памятник советской мечте о будущем, чей фундамент рухнул тридцать лет назад". Из 70 памятников  два расположены в Иркутской области. Это памятник "Серп и молот" из города Шелехов и  «Всадник» - скульптура по проекту Евгения Скачкова, установленная при въезде в поселок «Усть-Ордынский". О всаднике Книга рекордов уже рассказывала.

Монумент «Серп и молот»  был установлен в Шелехове в 1967 году, к 50-летию советской власти. Место и сам монумент очень символичны - олицетворение самоотверженности советских рабочих и крестьян, чьими усилиями были созданы город и Иркутский алюминиевый завод. 

«Серп и молот» - главный символ советской эпохи. Его утвердили в 1918 году. Он был  на гербах всех союзных республик, на флагах, на зданиях предприятий, на денежных купюрах.

По воспоминаниям  первостроителей города, «Серп и молот» стал победителем конкурса, объявленном горисполкомом накануне празднования полувекового юбилея Октябрьской революции.

Автор эскиза и чертежа памятного знака -  старший инженер техотдела треста «ИАС» Юрий Афанасьевич Подымахин. Каждый элемент — серп, молот, звезда — разрабатывался им в отдельности. На каждую часть составлялся чертёж на миллиметровой бумаге. Особенно непросто было вычертить части серпа и звезды, надо было прежде точно рассчитать кривые этих элементов. Строители выполнили фундамент, а сооружение по готовым чертежам — рабочие ремонтно-механического цеха ИркАЗа. Вся работа заняла две недели. Элементы конструкции по чертежам вырезали из металлических листов, которые сварили между собой. Металл обезжирили и загрунтовали, окрасили в серый цвет и установили с помощью кранов.

Место было выбрано не случайно. Здесь, при въезде в город, стояла арка с надписью «Всесоюзная ударная комсомольская стройка», отсюда в сторону большой производственной базы уходила железная дорога, по которой возили рабочих на «Мотане». Слева располагался одноэтажный деревянный барак конторы строителей, а дальше — объекты малой производственной базы.

Первые несколько лет памятный знак был единого цвета. Композиция внесла коррективы в дорожное движение в городе - образовалось «кольцо», по которому движутся машины. Во второй половине 70-х годов вокруг композиции появилось чугунное ограждение. В современное время звезда приобрела ярко-алый цвет, а также появилась подсветка.

 Европейские  пользователи соцсетей впечатлены как внешним видом памятников, так и собственно фактом, что их удалось сохранить спустя много лет. Вот несколько цитат:

- Приятно видеть, что их не замазали краской и не сломали вандалы. Значит, у людей еще осталось уважение.

- Даже удивительно, что статуи стоят на месте, и никто их не "отменил".

-  Умеют же русские делать памятники!

- Предпочту промышленные объекты или военное наследие абстрактному современному "искусству". Вот бы нам побольше таких памятников.

Поделиться новостью:
Все новости раздела “история региона”