Книга "Советские монументы и уличные памятники", изданная во Франции фотографом Джейсоном Гильбо, включила более 70 снимков, полученных с помощью сервиса Google Street View. Это были постаменты с паровозами, тракторами, автобусами и советскими символами, а также огромные бетонные скульптуры с застывшими в полете истребителями. Идея собрать информацию о монументах советской эпохи в странах СНГ пришла Джейсону во время карантина из-за ковида .
В предисловии книги говорится, что реликвии советского прошлого переносят западного читателя через время и пространство: "Фотографии, представленные в книге, находятся в местах, где мы вряд ли побываем. Каждый из них - памятник советской мечте о будущем, чей фундамент рухнул тридцать лет назад". Из 70 памятников два расположены в Иркутской области. Это памятник "Серп и молот" из города Шелехов и «Всадник» - скульптура по проекту Евгения Скачкова, установленная при въезде в поселок «Усть-Ордынский". О всаднике Книга рекордов уже рассказывала.
Монумент «Серп и молот» был установлен в Шелехове в 1967 году, к 50-летию советской власти. Место и сам монумент очень символичны - олицетворение самоотверженности советских рабочих и крестьян, чьими усилиями были созданы город и Иркутский алюминиевый завод.
«Серп и молот» - главный символ советской эпохи. Его утвердили в 1918 году. Он был на гербах всех союзных республик, на флагах, на зданиях предприятий, на денежных купюрах.
По воспоминаниям первостроителей города, «Серп и молот» стал победителем конкурса, объявленном горисполкомом накануне празднования полувекового юбилея Октябрьской революции.
Автор эскиза и чертежа памятного знака - старший инженер техотдела треста «ИАС» Юрий Афанасьевич Подымахин. Каждый элемент — серп, молот, звезда — разрабатывался им в отдельности. На каждую часть составлялся чертёж на миллиметровой бумаге. Особенно непросто было вычертить части серпа и звезды, надо было прежде точно рассчитать кривые этих элементов. Строители выполнили фундамент, а сооружение по готовым чертежам — рабочие ремонтно-механического цеха ИркАЗа. Вся работа заняла две недели. Элементы конструкции по чертежам вырезали из металлических листов, которые сварили между собой. Металл обезжирили и загрунтовали, окрасили в серый цвет и установили с помощью кранов.
Место было выбрано не случайно. Здесь, при въезде в город, стояла арка с надписью «Всесоюзная ударная комсомольская стройка», отсюда в сторону большой производственной базы уходила железная дорога, по которой возили рабочих на «Мотане». Слева располагался одноэтажный деревянный барак конторы строителей, а дальше — объекты малой производственной базы.
Первые несколько лет памятный знак был единого цвета. Композиция внесла коррективы в дорожное движение в городе - образовалось «кольцо», по которому движутся машины. Во второй половине 70-х годов вокруг композиции появилось чугунное ограждение. В современное время звезда приобрела ярко-алый цвет, а также появилась подсветка.
Европейские пользователи соцсетей впечатлены как внешним видом памятников, так и собственно фактом, что их удалось сохранить спустя много лет. Вот несколько цитат:
- Приятно видеть, что их не замазали краской и не сломали вандалы. Значит, у людей еще осталось уважение.
- Даже удивительно, что статуи стоят на месте, и никто их не "отменил".
- Умеют же русские делать памятники!
- Предпочту промышленные объекты или военное наследие абстрактному современному "искусству". Вот бы нам побольше таких памятников.