Иркутская область

Книгарекордов

Ежегодное
информационно-популярное
издание

Телефон: +7(902) 171-05-07
БАМ – стройка века


БАМ – стройка века


50 лет Байкало-Амурской магистрали – это не итог, а лишь этап стройки века. БАМ – самый дорогостоящий проект в истории СССР и памятник нескольким эпохам, который продолжают возводить и сейчас. Начат грандиозный проект в 1924 году, когда на Совете труда и обороны СССР обозначили цель иметь железнодорожный путь, параллельный Транссибу, в глубине страны для усиления обороноспособности и транспортировки полезных ископаемых из Сибири и Дальнего Востока.

В 1933 году были уложены первые метры рельсов, а полномасштабная стройка началась в 1937 году. Но строительство шло урывками: то не хватало средств, то помешала Великая Отечественная война. Уже уложенные пути маршрута БАМ – Тында были разобраны и отправлены на строительство стратегической железнодорожное трассы Саратов – Сталинград.

В 1960-е годы на строительстве магистрали работали бригады из союзных республик, а также из Болгарии, Венгрии, Монголии.

В 1974 году БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Основной рабочей силой стали тысячи комсомольцев, хлынувшие туда со всей страны. Этот год считается годом второго рождения БАМа. Всего в строительстве БАМа за всю его историю участвовало около 2 млн человек.

ВРЕЗ: 50-летие БАМа отмечается в 2024 году. Однако в общей сложности магистраль строили около 90 лет. И продолжают строить до сих пор.

Условия строительства БАМа были крайне неблагоприятны: большая часть магистрали пролегает в зоне вечной мерзлоты. Дорога пересекает 11 полноводных рек и семь горных хребтов.

Мосты, тоннели, виадуки, противолавинные стены и другие инженерные сооружения составляют треть протяженности БАМа. На трассе было пробито 8 тоннелей, построено 142 моста (каждый протяженнее 100 метров), более 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и поселков. Трасса, по которой пролегла магистраль, имеет большую сейсмическую активность.

1 октября 1984 года на станции Куанда было торжественно уложено золотое звено, которым две части магистрали – западная и восточная – соединились в единое целое. Этот день считается днем официального открытия БАМа.

 БАМ – одна из крупнейших в мире железнодорожных магистралей. Длина основного ее пути – от Тайшета до Советской Гавани – составляет 4287 км. Трасса проходит севернее Транссибирской магистрали, ответвляясь от нее на станции Тайшет; пересекает Ангару в Братске, Лену в Усть-Куте; проходит через Северобайкальск, огибая с севера озеро Байкал. Затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани. БАМ пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, республик Бурятия и Якутия, Хабаровскому краю. 

Когда БАМ построили, страна получила второй, более короткий выход к Тихому океану – на 500 км короче, чем по Транссибу, – и доступ к богатейшим месторождениям природных ресурсов.

С начала 2000-х БАМ обрел второе дыхание и сейчас работает на пределе возможностей. По нему активно перевозят уголь, руду, металлы. Последние 10 лет реализуется второй этап строительства магистрали – БАМ 2.0 «Восточный полигон» (БАМ +Транссиб). 8 июля 2014 года на одном из ключевых участков Байкало-Амурской магистрали, перегоне Таксимо – Лодья, было уложено серебряное звено второго пути. Тогда же президент Путин дал официальный старт проекту «БАМ-2».

Этот мегапроект обойдется России в 1,8 трлн рублей. Он включает в себя строительство новой ветки, разъездов, тоннелей, мостов, ответвлений к месторождениям, для того чтобы поезда двигались быстрее и перевозили больше грузов между Западом и Востоком. Также должны модернизировать сотни километров железной дороги, реконструировать десятки станций и разъездов.

В 2024 году на участках БАМа и Транссиба будет модернизировано 32 объекта инфраструктуры, из них 23 – на Байкало-Амурской магистрали. В частности, по северному ходу ВСЖД планируется построить два разъезда, 15 двухпутных вставок, уложить вторые пути на четырех перегонах.

В марте 2024 года был запущен новый разъезд на участке Дзелинда – Кирон. Общая протяженность вновь уложенных путей составила 2,9 км. Там установлено 8 стрелочных переводов, 169 металлических опор контактной сети, более 60 км сетей сигнализации, централизации и блокировки.

В апреле было открыто движение поездов на разъезде, расположенном на участке Кирон – Ангоя (Бурятия), и по новым вторым путям на перегонах Таковка – Небель (Иркутская область), Янчуй – Чуро (Республика Бурятия). Общая протяженность вновь уложенных путей составила 29,8 км. Установлено 15 стрелочных переводов, 861 опора контактной сети.

Открытие движения на этих объектах позволит увеличить провозную способность БАМа на участке Лена – Таксимо почти вдвое, с 24,7 млн до 51,2 млн тонн грузов в год.

В 2023 году за счет реализации новых инвестиционных проектов в Иркутской области в 2,3 раза увеличилась перевозка нефтепродуктов, а также бумаги (на 4,9%) в связи с запуском нового целлюлозно-картонного комбината в Усть-Илимске.

В 2020 году РЖД завершили проект модернизации станции Лена-Восточная – в расчете на рост объемов отгрузки ИНК, реализующей собственный газовый проект. На первом этапе объем перевозок грузов ИНК в год составит 2,1 млн тонн, на втором – 3,2 млн тонн.

В 2024 году рост объемов перевозки грузов продолжился. Существенным в I квартале года оказался рост (в 9,9 раза) перевозок руды в связи с запуском Удоканского горно-металлургического комбината. Рост объемов перевозки бумаги составил 10,5%.

Идет регулярное обновление вагонного пассажирского парка Восточно-Сибирского филиала АО «Федеральная пассажирская компания». Так, вагонный парк Северобайкальского участка обновился на 60% (91 из 200 вагонов 2022–2023 годов выпуска). В 2024 году будут обновлены еще 77 вагонов для поезда № 381 Иркутск – Северобайкальск, который курсирует в направлении БАМа.

Полувековой юбилей начала строительства БАМа вокзал станции Лена в городе Усть-Куте встретит окончанием первого этапа реконструкции. У нынешнего здания площадью 450 кв. м появится пристрой в 1200 кв. м. В новом помещении со стеклянными стенами разместятся зал ожидания, кассы, кафе, игровая зона для детей и санитарно-бытовой комплекс.

Продолжается реализация программы строительства жилья в регионе БАМа. Начиная с 2014 года были построены многоквартирные дома на станции Новая Чара, в Таксимо, Коршунихе, Усть-Куте, Северобайкальске.

Провозная способность БАМа по итогам 2023 года достигла показателя в 173 млн тонн. К концу 2024 года ее планируется довести до 180 млн тонн в год. Сегодня БАМ нужен не только для экспорта российских товаров, но и как транзитный путь между Востоком и Западом. К 2031 году пропускная способность Восточного полигона возрастет до 255 млн тонн грузов в год.

Поделиться новостью:
Все новости раздела “экономика и бизнес”