Город Черемхово твердо стоит на своем - столица черемухи всея Руси именно здесь!
На VI Черемуховом фестивале, который проводится традиционно в августе, черемховцы решили выложится по полной и посчитать какое количество блюд из ягоды, давшей название городу можно представить публике. Главным условием было уникальность рецепта блюда, содержащего в составе черемуху.
В регистрации рекорда принял участие проект "Иркутская область. Книга рекордов". В составе комиссии из пяти человек были посчитаны и продегустированы 65 блюд представленных на конкурс, 51 внеконкурсные блюда, три вида пряников с черемухой, которыми потчевали организаторы всех желающих на фестивале и мороженое, приготовленное на празднике бренд-шефом Ёдгором Якубовым.
ИТОГО ровно 120!
Преобладала конечно же выпечка - огромное разнообразие пирогов, тортов, пирожных, булочек, пряников, пирожков самых разных форм и размеров. Черемуха присутствовали как в составе теста, так и в начинке и оформлении. Но не только выпечка!
Джемы, варенья, настойки и наливки, компоты и морсы. Даже консервированные помидоры с черемухой были в конкурсной программе.
Совершенно точно можно быть уверенным, что приехав в город Черемхово, без угощения с черемухой вы не останетесь. Все кафе и рестораны, и, разумеется, сами горожане, если вы едете в гости, обязательно предложат вам лакомства с этой любимой сибирской ягодой. По итогам рекордного достижения черемховцы выпустят книгу с рецептами и фотографиями блюд.
*Кстати, в России несколько населенных пунктов, имеющих в своем названии аналогичный корень, типа Черемухово и Черемушки. Они разбросаны от Калининградской области до Урала - Свердловской и Пермской областей и Сибири - Хакасии и Кемеровской. Однако же именно в Иркутской области решительно заявили, что названии Черемхово носят заслуженно. И подтвердили и умением, и числом!
50 лет Байкало-Амурской магистрали – это не итог, а лишь этап стройки века. БАМ – самый дорогостоящий проект в истории СССР и памятник нескольким эпохам, который продолжают возводить и сейчас. Начат грандиозный проект в 1924 году, когда на Совете труда и обороны СССР обозначили цель иметь железнодорожный путь, параллельный Транссибу, в глубине страны для усиления обороноспособности и транспортировки полезных ископаемых из Сибири и Дальнего Востока.
В 1933 году были уложены первые метры рельсов, а полномасштабная стройка началась в 1937 году. Но строительство шло урывками: то не хватало средств, то помешала Великая Отечественная война. Уже уложенные пути маршрута БАМ – Тында были разобраны и отправлены на строительство стратегической железнодорожное трассы Саратов – Сталинград.
В 1960-е годы на строительстве магистрали работали бригады из союзных республик, а также из Болгарии, Венгрии, Монголии.
В 1974 году БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Основной рабочей силой стали тысячи комсомольцев, хлынувшие туда со всей страны. Этот год считается годом второго рождения БАМа. Всего в строительстве БАМа за всю его историю участвовало около 2 млн человек.
ВРЕЗ: 50-летие БАМа отмечается в 2024 году. Однако в общей сложности магистраль строили около 90 лет. И продолжают строить до сих пор.
Условия строительства БАМа были крайне неблагоприятны: большая часть магистрали пролегает в зоне вечной мерзлоты. Дорога пересекает 11 полноводных рек и семь горных хребтов.
Мосты, тоннели, виадуки, противолавинные стены и другие инженерные сооружения составляют треть протяженности БАМа. На трассе было пробито 8 тоннелей, построено 142 моста (каждый протяженнее 100 метров), более 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и поселков. Трасса, по которой пролегла магистраль, имеет большую сейсмическую активность.
1 октября 1984 года на станции Куанда было торжественно уложено золотое звено, которым две части магистрали – западная и восточная – соединились в единое целое. Этот день считается днем официального открытия БАМа.
БАМ – одна из крупнейших в мире железнодорожных магистралей. Длина основного ее пути – от Тайшета до Советской Гавани – составляет 4287 км. Трасса проходит севернее Транссибирской магистрали, ответвляясь от нее на станции Тайшет; пересекает Ангару в Братске, Лену в Усть-Куте; проходит через Северобайкальск, огибая с севера озеро Байкал. Затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани. БАМ пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, республик Бурятия и Якутия, Хабаровскому краю.
Когда БАМ построили, страна получила второй, более короткий выход к Тихому океану – на 500 км короче, чем по Транссибу, – и доступ к богатейшим месторождениям природных ресурсов.
С начала 2000-х БАМ обрел второе дыхание и сейчас работает на пределе возможностей. По нему активно перевозят уголь, руду, металлы. Последние 10 лет реализуется второй этап строительства магистрали – БАМ 2.0 «Восточный полигон» (БАМ +Транссиб). 8 июля 2014 года на одном из ключевых участков Байкало-Амурской магистрали, перегоне Таксимо – Лодья, было уложено серебряное звено второго пути. Тогда же президент Путин дал официальный старт проекту «БАМ-2».
Этот мегапроект обойдется России в 1,8 трлн рублей. Он включает в себя строительство новой ветки, разъездов, тоннелей, мостов, ответвлений к месторождениям, для того чтобы поезда двигались быстрее и перевозили больше грузов между Западом и Востоком. Также должны модернизировать сотни километров железной дороги, реконструировать десятки станций и разъездов.
В 2024 году на участках БАМа и Транссиба будет модернизировано 32 объекта инфраструктуры, из них 23 – на Байкало-Амурской магистрали. В частности, по северному ходу ВСЖД планируется построить два разъезда, 15 двухпутных вставок, уложить вторые пути на четырех перегонах.
В марте 2024 года был запущен новый разъезд на участке Дзелинда – Кирон. Общая протяженность вновь уложенных путей составила 2,9 км. Там установлено 8 стрелочных переводов, 169 металлических опор контактной сети, более 60 км сетей сигнализации, централизации и блокировки.
В апреле было открыто движение поездов на разъезде, расположенном на участке Кирон – Ангоя (Бурятия), и по новым вторым путям на перегонах Таковка – Небель (Иркутская область), Янчуй – Чуро (Республика Бурятия). Общая протяженность вновь уложенных путей составила 29,8 км. Установлено 15 стрелочных переводов, 861 опора контактной сети.
Открытие движения на этих объектах позволит увеличить провозную способность БАМа на участке Лена – Таксимо почти вдвое, с 24,7 млн до 51,2 млн тонн грузов в год.
В 2023 году за счет реализации новых инвестиционных проектов в Иркутской области в 2,3 раза увеличилась перевозка нефтепродуктов, а также бумаги (на 4,9%) в связи с запуском нового целлюлозно-картонного комбината в Усть-Илимске.
В 2020 году РЖД завершили проект модернизации станции Лена-Восточная – в расчете на рост объемов отгрузки ИНК, реализующей собственный газовый проект. На первом этапе объем перевозок грузов ИНК в год составит 2,1 млн тонн, на втором – 3,2 млн тонн.
В 2024 году рост объемов перевозки грузов продолжился. Существенным в I квартале года оказался рост (в 9,9 раза) перевозок руды в связи с запуском Удоканского горно-металлургического комбината. Рост объемов перевозки бумаги составил 10,5%.
Идет регулярное обновление вагонного пассажирского парка Восточно-Сибирского филиала АО «Федеральная пассажирская компания». Так, вагонный парк Северобайкальского участка обновился на 60% (91 из 200 вагонов 2022–2023 годов выпуска). В 2024 году будут обновлены еще 77 вагонов для поезда № 381 Иркутск – Северобайкальск, который курсирует в направлении БАМа.
Полувековой юбилей начала строительства БАМа вокзал станции Лена в городе Усть-Куте встретит окончанием первого этапа реконструкции. У нынешнего здания площадью 450 кв. м появится пристрой в 1200 кв. м. В новом помещении со стеклянными стенами разместятся зал ожидания, кассы, кафе, игровая зона для детей и санитарно-бытовой комплекс.
Продолжается реализация программы строительства жилья в регионе БАМа. Начиная с 2014 года были построены многоквартирные дома на станции Новая Чара, в Таксимо, Коршунихе, Усть-Куте, Северобайкальске.
Провозная способность БАМа по итогам 2023 года достигла показателя в 173 млн тонн. К концу 2024 года ее планируется довести до 180 млн тонн в год. Сегодня БАМ нужен не только для экспорта российских товаров, но и как транзитный путь между Востоком и Западом. К 2031 году пропускная способность Восточного полигона возрастет до 255 млн тонн грузов в год.
Единственный в России, да и во всем мире, иконостас из сибирских самоцветов можно увидеть в Спасо-Преображенском храме Иркутска. Он преподнесен в дар церкви мастерами-камнерезами компании «Байкалкварцсамоцветы» в 2019 году. Предприятие воплощало такую идею впервые, с нуля. В процессе работы приходилось менять технологию как добычи камня, так и его обработки, заказывать новые станки. В итоге все удалось.
Церковь Преображения Господня, заложенная в 1795 году, никогда не выделялась архитектурными изысками, однако во все времена собирала под своими сводами удивительных прихожан. Были среди них генерал-губернатор Сибири Михаил Сперанский, семьи декабристов Трубецкого и Волконского, видные купцы и меценаты, традицию которых продолжили наши современники.
Автор эскиза проекта – иркутский иконописец Михаил Лутаенко. Работа выполнена по всем церковным канонам. Технологическим воплощением идеи, переносом ее с бумаги на камень занимались лучшие специалисты ОАО «Байкалкварцсамоцветы». О цене иконостаса сотрудники предприятия предпочитают не говорить – это подарок храму и городу. Тем не менее каменное сооружение оценивается примерно в 10 млн рублей. При этом руководство и сотрудники компании считают, что иконостас для них особое изделие, его изготовление было единым велением души. Станочники и камнерезы вновь и вновь воспроизводили задуманное, пока не получали желаемое. «А главное, – отметил советник генерального директора ОАО «Байкалкварцсамоцветы» Сергей Костюков, – этот заказ вселил в нас уверенность в том, что мы, как и наши предки-мастеровые, можем создавать удивительную красоту и, как предшественники-меценаты, вносить свою лепту в развитие родного города, в его историю».
В качестве главного художественного материала выбрали офикальцит. Этот поделочный камень усеян вкраплениями и змеевидными прожилками, а по цвету варьируется от молочно-желтого до темно-зеленого. Офикальцит – один из трех минералов, добываемых сегодня Байкалкварцсамоцветами. Некоторые элементы – фундамент и верхние колонны – сделаны из нефрита. Для создания иконостаса в качестве сырья понадобилось 1,2 тонны нефрита и почти 14 тонн офикальцита, а на выходе, как в скульптуре после отсечения всего лишнего, получилась конструкция весом 5200 килограммов.
Иконостас состоит из 72 частей. Его высота 5 метров, ширина 8 метров. На нефритовом фундаменте стоят колонны из офикальцита, между ними резные полотенца, а посередине Царские врата. На изготовление уникального сооружения ушло более четырех лет.
Побывавший в Иркутске консультант Русского отдела аукционного дома Christie’s, ученый секретарь Мемориального фонда Фаберже Валентин Скурлов высоко оценил самоцветный иконостас: «Он производит колоссальное эмоциональное воздействие. Чувствуется, что мастера, которые его изготавливали, были проникнуты духом религиозного созидания. Я много путешествую по стране, часто захожу в храмы, но такой грандиозный современный иконостас вижу впервые. Он под стать, пожалуй, только иконостасу храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге».
«Полюс» является лидером среди производителей золота в России и входит в пятерку ведущих золотодобывающих компаний в мире. Производственные активы компании расположены в Сибири и на Дальнем Востоке. «Полюс Вернинское» – одно из молодых предприятий компании. Главным событием в его истории, с которого начался путь к созданию высокотехнологичного производства, стал запуск золотоизвлекательной фабрики в 2011 году. Менее чем через год коллектив возглавил Игорь Цукуров. Всем сразу стало ясно: это прирожденный лидер, неутомимый труженик и созидатель, способный вдохновить коллектив.
- Успехи в автоматизации и совершенствовании технологических процессов Вернинского ГОКа обличены в рекордные цифры. Так, Вернинская золотоизвлекательная фабрика демонстрирует самый высокий среди предприятий «Полюса» коэффициент извлечения золота из руды – почти 90 процентов (!).
- Уровень автоматизации золотоизвлекательной фабрики превышает 96 процентов. Производительность фабрики в 2023 году достигла нового рекорда – 478 тонн перерабатываемой руды в час, а годовая переработка превысила отметку 3,95 миллиона тонн.
Сегодня все производственные процессы на золотоизвлекательной фабрике идут в автоматическом режиме, а показания множества датчиков, которые отслеживают все параметры, стекаются на операторский пульт. Работа огромного количества оборудования фабрики запускается одной кнопкой. Этот уникальный для России подход был внедрен и на дробильно-сортировочном комплексе Вернинского ГОКа. Он также запускается с нажатия единственной кнопки. И если раньше ввод в работу грохота, конвейеров, питателя и другого оборудования комплекса занимал пятнадцать минут, то сейчас - чуть более двух.
Совсем недавно на Вернинской фабрике разработали и запустили собственную программу по движению сорбента в цикле сорбции, полностью автоматизировав этот процесс и исключив человеческий фактор. На золотоизвлекательной фабрике успешно применяют отечественные разработки. Причем иркутского производства. Так в 2023 году запустили в работу центробежный концентратор от компании «СервисТехноПром» (г. Иркутск). В его создании принимали участие ученые из ИРНИТУ. Использование отечественных разработок минимизирует риски и сокращает сроки поставок запасных частей и комплектующих, уменьшает операционные расходы.
- Еще один рекорд Иркутской области связан непосредственно с выпуском драгоценного металла. На Вернинской ЗИФ с момента запуска и по 2023 год включительно было произведено более 76 тонн золота. Для этого пришлось переработать более 37 миллионов тонн руды. В общей сложности за 12 лет было выплавлено 4 850 слитков.Из них 1165 - Юрием Суфьяновым. Юрий работает плавильщиком в гидрометаллургическом отделении Вернинской ЗИФ с 2013 года. Среди людей, державших когда-либо золото в собственных руках, он абсолютный рекордсмен.
- Еще одна отличительная черта коллектива Вернинской ЗИФ – активное участие в развитие Производственной системы «Полюса». Она включает в себя подачу сотрудниками различных рационализаторских предложений, которые направлены на повышение эффективности производства, улучшение условий труда и т.д. В этом направлении рекордсменом является аппаратчик-гидрометаллург Сергей Макаров. С 2018 года он инициировал 280 идей (!), из которых 116 были приняты к реализации.
Опыт, накопленный за время разработки Вернинского золоторудного месторождения, будет использован при освоении месторождения Сухой Лог, крупнейшего в мире по разведанным запасам. В июне 2023 года Игорь Цукуров стал также управляющим директором «Полюс Сухого Лога» – главного гринфилд-проекта «Полюса». В 2024 году стартовала опытно-промышленная разработка месторождения.